Коленопреклоненные молитвы, читаемые священнослужителями на вечерне в день Пятидесятницы содержат в себе особые прошения о ниспослании верующим во Христа Святого Духа, Который есть Дух премудрости, разума и страха Божия (см.: Ис. 11:2). Читаются же они на коленях по той причине, что человек, осознавая низость своего греховного падения, свою духовную безпомощность и слабость, подобно мытарю из Евангельской притчи, не смеет поднять свой взор вверх, к Небу, но в смирении коленопреклоненно обращается к Богу, дабы Он помиловал его и ниспослал Свою спасительную освящающую благодать.
Если рассудить о смысле земных поклонов, то можно понять, что они имеют глубокое символическое значение. Каждый земной поклон – это механическое последовательное движение «вниз–вверх», и это – образ духовной жизни человека. Совершая грех, мы падаем, но призываемся Церковью восставать, раскаиваясь в своих грехах.
С момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность. Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека.
Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас без принуждения вернулся в лоно Отчее, в едемские обители. Поэтому Господь учредил Церковь и Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Творцу или нет.
(19)